Дорогие мамы и папы, рано или поздно ваш малыш выйдет на улицу один, как бы вы не оттягивали этот момент, он наступит. Гораздо продуктивнее будет подготовиться к нему заранее и подготовить ребенка к самостоятельным прогулкам и к неожиданным ситуациям.
Важно! Изучить особенности работы специализированных поисково-спасательных служб и местных/лояльных организаций, стоит заранее. Не лишним будет сохранить контакты в телефонную книгу.
Не пугайте малыша ужасами, которые могут или не могут с ним произойти. Во-первых, это не поспособствует выработки инстинкта самосохранения, во-вторых – подарит фобии.
Преподносите информацию в игровой форме: легче запомнить = легче применить.
1. Разыграйте сценку
Возьмите 2 игрушки, одна игрушка (за нее отвечает ребенок) теряется, вторая игрушка (за нее отвечаете вы), как добрый полицейский задает вопросы, уточняет информацию и помогает вернуться домой.
Когда данная модель поведения будет отработана, попробуйте перенести ситуацию в реальную жизнь, и покажите, как бы действовал взрослый, если бы потерялся.
Важно! Не переигрывайте, не нагнетайте ситуацию, не пугайте ребенка, иначе весь положительный эффект будет сведен к нулю.
2. Сделайте карточки
Наглядное изучение всегда эффективней (по статистике мы запоминаем до 65% увиденного и только 10% услышанного): напечатайте карточки с изображением людей, к которым ребенок может обратиться за помощью (полицейский, продавец/кассир в магазине, аптекарь, охранник в торговом центре), а также карточки с информационными знаками (названия улиц, вход/выход, стойка регистрации, касса).
Дополнительно можно сделать карточки с картинками мест, где могут помочь: аптека, магазин, поликлиника, больница, пункт полиции, школа, банк.
3. Выучите специальные фразы
Простой пример: «Здравствуйте, меня зовут … и я потерялся. Позвоните, пожалуйста, моей маме, ее телефон …» и/или «Здравствуйте, меня зовут …, я потерялся. Я живу по адресу: …. Помогите мне добраться домой».
Важно! Номер телефона и адрес необходимо будет заучить, расскажем об этом позже.
4. Изучите все маршруты
Изучение базовых маршрутов: дом-детский сад/школа, дом – магазин, дом – дом бабушки/тети и так далее, это первый шаг. Чтобы изучение было простым и понятным выбирайте игровую форму, например, сыграйте в спецагентов или героев квеста, которым нужно добраться из точки А в точку Б.
Обращайте внимание малыша на особенности пути: знаки, вывески, повороты, здания.
Далее представлены общие рекомендации, ведь многое зависит от возраста ребенка, адреса и района проживания, его психики и других особенностей, которые рационально будет обсудить с психологом.
Важно! Садиться в машину к незнакомым людям, которые могут предлагать, что угодно – нельзя. Не заводить разговоры с людьми на улице, если это не полицейский или пожарный, а зайти сразу в банк/магазин/аптеку.
Совет. Сделайте ребенку печатную анкету, которую затем положите в карман куртки, портфель, в чехол телефона, в любые аксессуары, которые ребенок берет с собой.
Ребенку сложно и практически невозможно запомнить все правила дорожного движения, поэтому родителям важно объяснить основные моменты в упрощенной форме.
1. Переходить дорогу можно и нужно только по оборудованным переходам, отмеченным специальным знаком.
2. Перед началом перехода остановись на краю тротуара, чтобы осмотреться по сторонам.
3. Посмотреть нужно налево и направо. Пропустить все близко движущиеся транспортные средства.
Переходить улицу можно только после того, как загорелся зеленый сигнал, если зеленый сигнал мигает, значит время заканчивается и безопаснее подождать следующего.
4. Убедись, что водители заметили тебя и прекратили движение.
5. Пересекать проезжую часть нужно быстрым шагом, но не бегом.
6. Идти по переходу нужно под прямым углом к тротуару, а не наискосок.
7. При переходе не прекращай наблюдать за транспортными средствами слева, а затем на второй половине дороги – справа.
8. Рассчитать переход нужно так, чтобы не делать остановок посередине дороги.
9. Прежде чем выйти на проезжую часть из-за автомобиля, который остановился, чтобы пропустить тебя, замедли движение, чтобы убедиться, что машины по следующей полосе не двигаются.
10. Идти по тротуару лучше по правой стороне – дальше от дороги.
Конечно, в игровой форме. Сейчас расскажем о возможных практиках.
«Номер-песня»
Наложите цифру на любую ритмичную мелодию, песенки запоминать веселее и интереснее.
Практика
Разрешите ребенку несколько раз позвонить вам с настоящего телефона, на котором он самостоятельно будет набирать цифры.
Карта
Нарисуйте карту района вместе с ребенком, укажите основные улицы и дома. Можно сделать даже небольшой макет из картона и подручных средств.
Карточки
И здесь они придут на помощь. Напишите цифры/буквы на разных карточках, из которых ребенку нужно составить номер или имя/адрес.
Почтовый ящик
Если ваш малыш уже научился писать, можно поиграть с ним в почту – писать друг другу письма и бросать в специально созданный для этого ящик, или даже сходить в отделение и отправить по-настоящему.
Даже при отличной памяти современные аксессуары и гаджеты не будут лишними. Они помогут родителям быть в курсе перемещений ребенка и связаться с ним при необходимости.
Что можно купить для ребенка,
Именной браслет или брелок, но браслет будет надежнее, с именем ребенка, адресом, ФИО родителей и номерами телефона.
Купите портативный трекер, который можно положить в карман или рюкзак.
Подарите малышу смартфон или умные часы с сим-картой и функцией отслеживания, а также возможностью удаленного звонка и фото.
Важно! Не забудьте научить малыша заряжать гаджет вовремя.
Положите в рюкзак или карман карту района и схему движения общественного транспорта. Альтернативный вариант – научите его пользоваться картами на смартфоне.
1. Никуда не уходи.
Если ты шел с кем-либо из взрослых и вдруг потерял его из виду, остановись и стой на месте. Громко позови взрослого.
2. Не ходи с незнакомцами.
Идти с незнакомцами куда-либо соглашаться нельзя, чтобы они не обещали и не предлагали, даже если они обещают отвести тебя к маме/угостить мороженым или показать красивого щенка.
3. Жди
Если ты случайно вышел не на нужной остановке из автобуса/трамвая/маршрутки, а твой родитель/бабушка/сестра уехали дальше, стой и жди на месте. Взрослый вернется за тобой обязательно.
4. Снова жди
Если ты не успел выти из транспорта, а уехал дальше, когда взрослый вышел на остановке. Выйди на следующей остановке и жди. За тобой обязательно приедут.
5. Узнай, где ты находишься
Если ты гулял по городу и вдруг оказался в незнакомом месте, постарайся прочитать название улицы и номер дома, также названия есть на остановках. После этого – позвони родителям и скажи о своем местоположение. Потом жди, за тобой обязательно приедут.
6. Попроси помощи
Потерявшись без средств связи (сел телефон, был украден/потерян, забыл в школе/дома), зайди в аптеку/магазин/банк/школу/больницу/пункт полиции/кафе и обратись к любому сотруднику с просьбой позвонить родителям или отвезти домой.
Когда вы подготовили юного путешественника морально, переходите к практике.
Начинать лучше с небольших расстояний и знакомых маршрутов, например, можно попросить ребенка сходить в магазин напротив. Проследить можно от двери подъезда, потом из окна.
Приучите ребенка отчитываться о передвижениях, пускай он пишет короткие смс вам, когда вышел из пункта А и когда пришел в пункт Б. Так навык станет привычкой.
И не забывайте, дружелюбная атмосфера, доверие и игровая форма поможет вам стать ближе к ребенку и привить безопасные навыки.
Мы используем куки! Что это значит?
Есть противопоказания, посоветуйтесь с врачом.